Освоение Северного морского пути – от Баренца до Бенгерта

«…мимо восточно-северного конца Новой Земли к Чукотскому носу, сперва пустясь в норд-ост, потом склоняясь к осту и зюду-осту, как следует держась дуги величайшего на сфере земной круга». Такой проход через Северный Ледовитый океан предполагал один из основоположников освоения Северного морского пути М.В. Ломоносов.

Водный путь через моря Северного Ледовитого океана из Европы в Азию волновал умы ученых, мореплавателей и торговцев с давних времен. Первые известные нам обсуждения возможностей Северо-Восточного прохода (а именно так до начала XX века называли Северный морской путь) датированы XVI веком. Примерно в это же время были предприняты практические попытки обнаружить искомый «проход». Первым попытался это сделать английский мореплаватель сэр Хью Уиллоуби, однако экспедиция оказалась неудачной, а сам путешественник погиб. Более удачными с научно-практической точки зрения можно назвать три экспедиции Виллема Баренца, достигшего Карского моря и открывшего архипелаг Шпицберген. Спустя полвека отечественный путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски. Уже в XVIII веке после издания Петром I указа о создании постоянно действующего российского флота на Тихом океане будут предприняты две больших научных экспедиции на Север, командовал которыми знаменитый мореплаватель Витус Беринг. Исследователь завершил открытие северо-восточного побережья Азии, произвел инструментальную съемку западного побережья моря (будущего Берингова), а также составил карту северо-востока Азии.

М.В. Ломоносов - великий ученый, сам родившийся на Севере, стал одним из его главных исследователей, во многом опередив время. В своих трудах Ломоносов объяснял экономическую пользу и геополитическое значение «Северо-Восточного прохода», обосновал необходимость его освоения и научного исследования. Свои основные научные идеи и практические рекомендации ученый сформулировал в трудах «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану».

В XIX веке изучением и освоением Северного морского пути и Крайнего Севера занимались такие видные умы, как например, знаменитый химик Д.И. Менделеев совместно с адмиралом С.О. Макаровым.

Практические попытки «пройти проход» принимались неоднократно, но впервые весь маршрут Севморпути (включая мыс Челюскин) прошла экспедиция Э. Норденшельда на барке «Вега» в 1878—1879 гг. А вот за одну навигацию Северный морской путь был пройден уже экспедицией Отто Шмидта (на фото) на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году. Затем в 1933 году состоялась знаменитая экспедиция ледокола «Челюскин», которой посвящено немало исследований и художественных произведений. В годы Великой отечественной войны Северный морской путь приобретает особое стратегическое значение, так как именно по нему осуществлялись перевозки как военного, так и гражданского назначения. В послевоенное время СМП перешел главным образом на обеспечение задач промышленности и, прежде всего, Норильского комбината, для развития и эффективной работы которого требовалось осуществлять круглогодичную навигацию по маршруту Мурманск – Дудинка. Норильский никель и в наше время остается одним из главных «пользователей» Северного морского пути наряду с такими гигантами экономики, как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Новатэк». Кроме того, без СМП не обойтись и жителям Крайнего Севера, так как Северный морской путь обеспечивает миллионы жителей товарами и продуктами питания.

Россия продолжает освоение Северного морского пути, которому уготована важнейшая роль в меняющейся системе мировой логистики. Через него происходит транспортировка добываемой в Арктике нефти, природного газа и угля. Особенное значение Севморпуть в сегодняшних реалиях имеет для транспортировки углеводородов в страны Азии, в частности, в Китай и Индию и комплексного развития Арктических территорий России.

Годом ранее правительством был утвержден план развития Северного морского пути до 2035 года. В план входит огромное количество мероприятий, нацеленных на формирование грузовой базы, создание наземной транспортной инфраструктуры, развитие флота и т.д. Согласно открытым источникам, общий объем финансирования программы развития Севморпути до 2035 года составит 1,8 триллиона рублей.

Сегодня инфраструктурным оператором судоходства на Северном морском пути является государственная корпорация «Росатом», которая отвечает и за движение судов по магистрали, и за разработку маршрутов плавания, а также за ряд других направлений деятельности по дальнейшему освоению и развитию СМП. Активная роль в развитии Северного морского пути принадлежит структуре «Росатома» - ФГУП «Гидрографическое предприятие» (член Ассоциации «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» с 2022 года). Организация выступает заказчиком-застройщиком объектов в компетенции Дирекции Северного морского пути «Росатома». 

Перед специалистами «Гидрографического предприятия» и его руководителем Александром Александровичем Бенгертом поставлена задача в период с 2023 по 2026 годы реализовать 5 инвестиционных проектов по созданию объектов федеральной собственности портовой инфраструктуры в акватории Северного морского пути. На них будут выделены средства федерального бюджета в размере порядка 34,8 млрд. рублей. Для их реализации предполагается заключить уже в текущем году более 10 государственных контрактов. Планируемые проекты поистине масштабны и имеют огромное стратегическое значения для экономического развития страны. В их число входят работы по терминалу сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний», строительство акватории грузового причала и канала морского угольного терминала на базе Сырадасайского месторождения, нефтяной терминал «Порт бухта Север» (на фото), создание грузового морского терминала на мысе Наглейнын в морском порту Певек» и создание там же инфраструктуры для размещения малых плавучих энергоблоков. Кроме того, анонсированы планы реконструкции объекта «Морской канал» (Судоходный подходной канал в Обской губе Карского моря)» с привлечением средств внебюджетных источников порядка 12,77 млрд. рублей.

Напомним, что ранее, в течение 2020-2022 гг., «Гидрографическое предприятие» осуществляло работы по созданию ряда инфраструктурных объектов, связанных с терминалом сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту «Сабетта». Последний располагается на западном берегу Обской губы Карского моря и предназначен для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Специалисты «Гидрографического предприятия» выполнили комплекс дноуглубительных работ в акватории и на подходном канале терминала «Утренний», а также строительство Южного и Северного ледозащитных сооружений, призванных защитить акваторию от дрейфующего льда, способного повредить причалы и суда.

Команде «Росатома» и, в частности, экспертам «Гидрографического предприятия» - фактически продолжателям дела Ломоносова, Менделеева и многих других великих ученых и практиков - еще предстоит колоссальный объем работ по развитию важнейшего проекта мирового значения. Мы желаем коллегам огромных сил на пути к намеченным целям и уверены, что, как и всегда, их ждет успех в решении самых сложных задач! Кроме того, коллектив Ассоциации рад поздравить руководство и сотрудников ФГУП «Гидрографическое предприятие» с 90-летием деятельности, которое в эти дни отмечает организация, и пожелать интересных проектов и новых высоких достижений!

Справка: Гидрографическое предприятие образовано в 1933 году в Ленинграде, где были сосредоточены научные и производственные силы, задействованные в изучении Арктики. С момента образования предприятие осуществляло широкомасштабные гидрографические работы в Северном Ледовитом океане. В 2019 году Гидрографическое предприятие вошло в структуру госкорпорации «Росатом». Сегодня ФГУП «Гидрографическое предприятие» осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Северного морского пути (СМП), выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП.

ФГУП «Гидрографическое предприятие» обладает собственным флотом гидрографических судов, имеет 8 гидрографических баз и собственное картографическое производство. Организация проводит гидрографические исследования и работы, по материалам которых были созданы навигационные карты России на акваторию Северного морского пути.

С 2022 года ФГУП «Гидрографическое предприятие» является членом Ассоциации «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ».

Источники изображений: официальный сайт ФГУП «Гидрографическое предприятие».

Назад
Дата размещения: 29.06.2023 г. 00:00, последнего изменения: 06.05.2024 г. 14:09
Ваша заявка отправлена!