Грядет последний уикэнд недели. Еще, казалось бы, летний, но уже и осенний. Настроение лирическое, пятничное, а потому вновь говорим о прекрасном.
Уже практически позади остался безжалостный марафон подготовки любимых чад к новому учебному году, поэтому самое время остановиться и поймать последние дни уходящего лета. Автор данной публикации целенаправленно собрался ловить прекрасное августовское солнце на природе, а именно… в Таврическом саду.
Несмотря на расположение в самом сердце города, здесь есть все для душевного отдохновения: буйная растительность, уточки (хоть и так сытые и корпулентные, но можно и еще подкормить), а вместе со всей этой идиллией, конечно же, архитектурное великолепие Петербурга. Однако неожиданно выяснилось, что парк закрыт до 1 сентября в связи с установкой новых детских площадок. Несмотря ни на что, не унываем, планируем визит на воскресенье (все равно на субботу нам обещают дождь), надеясь, что сад откроют. А если не откроют, то прогуляемся рядом – по Кирочной, Потемкинской и другим прекрасным и тенистым улицам. И уж раз запланировали поговорить о Таврическом саде, то все равно поговорим!
Несмотря на всю безмятежность Таврического сада, это место знало разные времена, так как ведет свое начало аж с 1783 года. Именно этим годом датируется начало работы над садом английским мастером Вильямом Гульдом. Чуть позже мы еще вернемся к этой фамилии. Как нетрудно догадаться, работа над садом сопровождала строительство архитектором Иваном Егоровичем Старовым Таврического дворца. Кстати, напомним, что Таврический дворец считается эталоном классицизма в Петербурге. Однако сегодня речь пойдет именно о саде.
О создании Таврического сада сохранились воспоминания современников. Так, один из них писал: «Однообразный рельеф участка быстро преображался. Ровную местность бороздили каналы; земля, вынутая из образовавшихся прудов, располагалась по берегам вокруг живописными холмами. Пруды и каналы оформлялись камнем, а холмы покрывались дерном. Извилистая сеть дорожек пересекала местность».
Действительно рельеф местности фактически искусственного происхождения. На месте реки, протекавшей в южной части тогда еще будущего парка, были вырыта два пруда, связанные протоками. Тот грунт, что был извлечен при формировании прудов, не пропал даром – он использовался для сооружения насыпных видовых холмов. В Большом пруду было создано два острова, засаженных деревьями. Один из них, большего размера, соединялся с берегом двумя мостами. И вот тут возникает весьма интересный факт: один из мостов был создан самим Иваном Петровичем Кулибиным. Что это был за мост и как он оказался в Таврическом саду – история весьма любопытная. В свое время, еще до начала работ по возведению сада, Лондонское Королевское общество анонсировало революционный строительный проект: «знатное награждение тому, кто сделает лучшую модель такого мосту, который бы состоял из одной дуги или свода без свай и утвержден был концами своими на берегу реки». Как говорит история, до того момента в мире еще не существовало настолько длинных однопролетных мостов. В России о кличе Лондонского Королевского общества узнали 4 мая 1772 года из газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Вместе с тем, за несколько лет до этого Кулибин уже занимался воплощением в жизнь подобной идеи, проектируя однопролетный постоянный мост. К моменту публикации объявления из Лондона, по историческим сведениям, он уже построил первую миниатюрную модель моста для конкурса, проводившегося в Петербурге. Однако тогда Академия наук, на чье рассмотрение была передана модель с чертежами и расчетами, отринула проект Кулибина. Тем не менее, Иван Петрович был не из тех, кто готов сразу опускать руки, он продолжал работать над проектом. В Конечном итоге, для третьего варианта проекта однопролетного моста была создана модель в 1/10 натуральной величины, т.е. длиной 29,4 м и массой 5,4 т, работа над физическим воплощением которой была окончена к началу декабря 1776 года. Несмотря на то что на дворе все еще XVIII век, к строительству относились весьма серьезно: модели моста Кулибина предстояли длительные испытания высокой нагрузкой под руководством знаменитого академика Леонарда Эйлера. При всем том, что испытания прошли успешно и за мост Кулибин был награжден медалью и денежной премией, проект строительства на основании предложенной модели так и не был реализован. Впоследствии модель моста путешествовала по разным уголкам Петербурга и нашла свое окончательное пристанище в Таврическом саду, соединив искусственно созданный остров на пруду и берег «большой земли». Очень жаль, но до наших дней мост не дошел, так как, лишенный должного ухода и надзора, он постепенно ветшал и в конце концов летом 1816 года окончательно разрушился (по еще одной версии – был разобран).
Надо отметить, что и сам Таврический сад на протяжении всего его существования претерпевал разные времена. Так в конце XVIII века совсем еще молодой, он уже был местом притяжения для променадов привилегированных особ - по свидетельствам современников, сама императрица Екатерина любила почтить своим присутствием Таврический сад. Спешили его увидеть и иностранные гости столицы. Кроме того, Таврический сад, кроме своего прямого назначения дарить отдохновение и наслаждение природными красотами, имел такую утилитарную функцию, как выращивание свежих фруктов и овощей для императорского стола. Так, в оранжерее и теплицах сада выращивались арбузы, дыни, персики, абрикосы и ананасы.
С приходом к власти императора Павла в Таврическом дворце располагается лейб-гвардия Конного полка, а сад как место монарших прогулок и вовсе отходит на задний план, тем не менее оставаясь объектом вдохновения художников и поэтов. Стихи, посвященные Таврическому саду, а также его художественные изображения начала XIX века дошли и до наших дней.
Сад Таврический прекрасный,
Как люблю в тебе я быть,
Хоть тоски моей ужасной
И не можешь истребить.
Только лишь одной природы
Ты имеешь красоты,
Просто всё в тебе: и воды,
И деревья, и цветы.
Отрывок из стихотворения Александра Измайлова «Таврический сад»
Многие годы вплоть до 1806 г. за садом тщательно ухаживал его автор - упомянутый ранее Вильям Гульд. Для садовника в 1793—1794 гг. архитектором Федором Ивановичем Волковым даже был построен дом. Строение, соответствующее облику Таврического дворца и выполненное в духе классицизма, объединяло в себе главный двухэтажный корпус, расположенный в глубине участка, и два симметричных отдельно стоящих одноэтажных, выступающих вперед флигеля по бокам. Многие петербуржцы знают, как много зданий не то, что XVIII века, а даже XIX-XX вв. не пощадили время и человеческий фактор. А здесь удивительный случай везения – Дом садовника Гульда, как и сам Таврический дворец, дошел до наших дней в его практически первозданном облике. И это при том, что еще в начале ХХ века сад «натерпелся» и от общества попечительства о народной трезвости, и от общества лаун-теннисистов… Каждое из них либо вырубало старые деревья, либо занимало большие площади сада своими постройками. А уж что говорить о том, как бомбили Таврический сад в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее, всегда находились неравнодушные люди, что помогали саду «прийти в себя» после очередных невзгод и потрясений. В том числе благодаря их трудам сегодня все мы имеем прекрасную возможность, прогуливаясь вдоль сада, полюбоваться Домом садовника Гульда - этим прекрасным образцом архитектуры конца XVIII века, расположенным по адресу: Потемкинская ул., д. 2, лит. А, Б. Кстати, свой вклад в это чудесный особняк внес и один из «новобранцев» Ассоциации, а именно реставрационная компания «Наследие». Предприятие профессионально специализируется на работе с объектами культурного наследия: ремонте, реставрации, приспособлении под новые виды использования и других проектах, связанных с историческими зданиями и сооружениями. Что касается Дома садовника Таврического дворца (объекта культурного наследия федерального значения, между прочим!), то специалисты «Наследия» выполняли в нем комплекс реставрационных работ. Кстати, сегодня Дом садовника не пустует – здесь размещается «Дом дружбы Ленинградской области», чья деятельность направлена на укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений.
На этом пока остановимся в нашем небольшом обзоре. Сегодня мы рассказали лишь о части занимательных фактов, связанных с Таврическим садом. А ведь есть еще интереснейшая информация про кинотеатр «Ленинград» или про исчезнувшую из сада знаменитую оранжерею-лечебницу. Но об этом – как-нибудь в другой раз. А пока – ловим лучи августовского (а в воскресенье и сентябрьского) солнца, гуляем и наслаждаемся Петербургом. Всем чудесных выходных!
Источники изображений: фотографии Tauride Garden | Таврический сад от Denis Denis на Flickr.com https://www.flickr.com/photos/deepskyobject/, https://www.flickr.com/photos/deepskyobject/30371487777/, https://www.flickr.com/photos/deepskyobject/51180303590/, фото The Gardeners House & two remote wings/Дом садовника от Polyrus на Flickr.com https://www.flickr.com/photos/fotorus/15387775253/